Оценка интерфейса

страница об интерфейсе

Интерфейс можно оценить по следующим характеристикам:

Очевидность
Совпадение ожиданий пользователя, основанных на опыте взаимодействия с другими механизмами, с действительностью работы элементов рассматриваемого интерфейса.

Под очевидностью следует понимать не только весь интерфейс в целом, но и отношение между его элементами в частности. Например пользователь сталкивается с крышкой не имеющей ручки, рядом с которой расположена кнопка. Очевидно предположение, что нажатие на кнопку откроет крышку. Если добавить к крышке ручку, то эта очевидность пропадет так как теперь имеется два элемента с одинаковым опытом использования и не ясно какой из них произведет необходимое действие. Не важно в каком механизме расположена эта крышка, это может быть и чайник, и автомобиль, и космический корабль, словом, такой, с которым пользователь раньше не имел дело, но встречался с отдельными его элементами.

Эргономичность
Соответствие методов взаимодействия физическим и ментальным возможностям пользователя.

Хороший интерфейс не стремится к уменьшению нагрузки на пользователя, напротив, он балансирует между сложностью и эффективностью использования механизма. К эргономике также относится язык: способность системы общаться понятными человеку выражениями.

Масштабируемость
Способность интерфейса подстраиваться под новые возможности механизма и под сокращение уже имеющихся.

В логично составленные правила гармонично вписываются новые элементы. Опытный проектировщик всегда смотрит в будущее, задает их учитывая возможные появления новых сущностей или сокращение имеющихся. При этом не должны рушится установленные зависимости между элементами.

Гибкость
Способность интерфейса функционировать в разных условиях, диктуемых средой или возможностями пользователя.

Под этими условиями подразумеваются разные устройства ввода (мышь, клавиатура, сенсорный экран), разные параметры среды (день, ночь, жидкая среда, перегрузки), разные физические и ментальные возможности пользователя (слабое зрение, слух, отсутствие мелкой моторики, невозможность использования рук) и т.п.

Универсальность
Возможность одного интерфейса функционировать в разных по типу механизмах.

Конечно, полная универсальность невозможна, но интерфейс требующий лишь визуальных изменений и замены надписей уже может называться универсальным. Например имеется пульт ДУ с кнопкой включения и кнопками увеличения и уменьшения параметров. Такой интерфейс может быть использован как для телевизора, так и для кондиционера, что делает его универсальным.

Хороший интерфейс не обязан в полной мере соответствовать всем характеристикам. Первые две, несомненно, играют главную роль, а остальные не всегда требуются. Не смотря на это, всегда следует стремиться к созданию универсальных интерфейсов, сокращая таким образом количество необходимых пользователю навыков и опыта для взаимодействия с новыми механизмами.